Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним
Программно-целевые инструменты проекта:
- Конвенция о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года N 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
- Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа посредством сотрудничества с социальными институтами города Чебоксары.
Задачи проекта:
- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа;
- способствовать активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности;
- воспитывать чувства любви и уважение к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю;
- повышать профессиональный уровень педагогов по приобщению дошкольников к культуре родного края;
- способствовать укреплению сотрудничества ДОУ и семьи в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.
Целевые индикаторы и показатели проекта:
Реализация проекта позволит достичь к 2018 году следующих показателей:
- сформируются познавательные интересы к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа;
- возрастет количество воспитанников, активно использующих полученные знания в различных видах детской деятельности;
- повысится эмоционально-положительное отношение к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю;
- увеличился профессиональный уровень педагогов по приобщению дошкольников к культуре родного края;
- укрепится сотрудничество ДОУ и семьи в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине;
- сформируется эффективная система социального партнерства.
Отчет по проекту "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним"
Январь 2024 - В рамках проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" основной целью является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края формирование эстетических начал у детей эстетического вкуса, идеала, чувств.
В чувашском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства , радости.
Его пластика, стиль манера исполнения передают национальный характер в быту, в работе. Чувашский народ с древних времён через танец подражали птиц и животных. Мужской танец отличается удалью, задором, темпераментом и быстротой движений. Женский танец — мягкий, плавный, пластичный.
Январь 2024 - Игра для детей дошкольного возраста - это целая жизнь! В ней дети живут, развиваются и учатся. Особое место среди игр занимают народные национальные игры. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Народные игры широко применяется в повседневной жизни ребят на прогулке, а также на праздниках. Ребята проявляют большой интерес к чувашским народным играм. В рамках реализации муниципального проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дети средней группы познакомились с чувашской игрой: "Çĕрĕ"(Колечко). Именно в национальных играх воспитываются уважение к своему народу, к его традициям.
Февраль 2024 год - По сравнению с песнями других жанров — например, свадебными — традиционных чувашских колыбельных фольклористам известно не слишком много. Однако те, что известны, и сегодня знакомы многим чувашам. Тут играет некоторую роль то, что чувашские колыбельные давно исследуются и публикуются в сборниках фольклора, но что еще важнее — чувашский язык все еще очень популярен в Чувашии, особенно в селах. До сих пор во многих чувашских семьях детей баюкают с помощью традиционных оберегающих и благопожелательных колыбельных напевов. Одна из самых популярных колыбельных среди чувашей повествует о том, чем сейчас занимаются родители. Можно предположить, что роль рассказчицы в ней отводится старшей сестре или брату, хотя в реальности колыбельную чаще всего исполняет мама или бабушка.
Февраль 2024 год - Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок. При ознакомлении детей с малой Родиной, необходимо знакомить их с национальным наследием, культурой своего народа. Изучая мир декоративно-прикладного искусства, ребенок приобщается к волшебному миру народных узоров, игрушек и предметов, и незаметно для себя знакомиться с традициями, жизнью и бытом своего народа. Сегодня к ребятам в гости пришли чувашские матрешки . Они собрались на праздник, но в их красивых платьях не хватало ярких узоров. Дети были рады помочь матрешкам-куклам раскрасить их платья красивыми, яркими узорами. Такой вид творческой деятельности развивает эстетический вкус, умение любоваться прекрасным, знакомит с чувашским народным творчеством.
Март 2024 год - Музыка настолько органично вписались в жизнь человека, что невозможно представить культуру народа без песен, музыки и конечно же музыкальных инструментов. Весьма разнообразным и уникальным по своему количеству был чувашский музыкальный инструментарий, насчитывающий более 50 разновидностей, которые по своему источнику звука подразделяются на группы. Несомненно, что такое богатое разнообразие музыкальных инструментов не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные традиции, идущие из глубины веков. Наиболее древние музыкальные инструменты это шумовые. Эти игры струменты издают звуки- шумы. Называются они трещотки - саттаркка. Кавакал - тоже изготовлен из дерева если провести палочкой по нему, раздается целый каскад громких, трескучих звуков.
Март 2024 год - Мы живём на чувашской земле, поэтому чтим культурное наследие. Реализуя проект «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" воспитатель средней группы Васильева О.В. прививает детям любовь к культуре своего народа через чувашские народные игры. Ребята с удовольствием поиграли в народную игру: "Отгадай имя" (Ятне пел).
Апрель 2024 - В рамках муниципального проекта
"Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним"
В наше саду прошел День чувашской песни «В краю ста тысяч песен». Воспитанники с большим воодушевлением читали стихи о родном крае, пели красивые чувашские песни, танцевали и играли.
Май 2024 - В рамках реализации муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» воспитанники средней группы №8 познакомились с историей и культурой родного края посмотрев мультфильм "История и культура Чувашии глазами детей". Это позволяет прикоснуться к богатству чувашского народа, связать прошлое с настоящим, способствует патриотическому воспитанию у дошкольников, формированию национального самосознания и интереса к культуре и традициям родного края, воспитания любви и уважения к своему народу.
Июнь 2024 - В рамках реализации муниципального проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" с воспитанниками средней группы №4 изготовили куклы из бумаги в чувашском национальном костюме.
Изготовлением кукол люди занимались с древних времён. У каждого народа свои особенности и приемы.
Кукла - это и незаменимый спутник детских игр и предмет искусства, декора, выполнения обрядовых таинств. У чувашского народа существовали куклы из дерева, куклы- поленья, куклы из мочалки, куклы закрутки, куклы - обереги и др. Ну а мы с ребятами сделали куклу из бумаги! Куклы, изготовленные своими руками, неповторимы и доставляют много радости как в процессе создания, так и во время игр с ней.
Сентябрь 2024 год - Успешно реализуется проект "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним". Педагоги детского сада знакомят детей с элементами чувашской вышивки. Воспитанники знают что вышивка является важным элементом традиционной культуры чувашского народа, национальной гордостью.
Октябрь 2024 год - В рамках реализации муниципального проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольники продолжают знакомиться с традициями и национальной культурой Чувашии. Сегодня к воспитанникам старшей группы в гости пришли чувашские куклы Анюк и Ванюк. Они с детьми рассматривали картинки с чувашской одеждой и узорами, знакомились с элементами орнамента, рассказали ребятам, что в этих узорах заложены красота и мудрость чувашского народа.
Ноябрь 2024 год - Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные качества. Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа.
Декабрь 2024 год - Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста является народная культура. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Приобщая детей к истокам чувашской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт характера.
Январь 2025 год - В рамках проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» прошло занятие, где дети познакомились с историей родного города, его культурой, достопримечательностями. Чебоксары – уникальный город, где огромное количество храмов, музеев и театров. В нём есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, который формирует в каждом ребёнке интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Февраль 2025 год - В процессе реализации проекта ребята познакомились с жизнью и деятельностью И. Я. Яковлева, прошедшего тернистый путь от бедного крестьянского мальчика до великого учителя. Они узнали о величайшем значении деятельности выдающегося педагога для всего чувашского народа. Иван Яковлевич Яковлев создатель современного чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.
Март 2025 год - В рамках реализации муниципального проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольники продолжают знакомиться с традициями и национальной культурой Чувашии, обратив внимание на чувашские уголки в группах. Ребята изучали чувашские костюмы кукол, рассматривали картинки с чувашскими узорами, знакомились с элементами орнамента. Воспитатель рассказала ребятам, что в этих узорах заложены красота и мудрость чувашского народа.
Апрель 2025 год - В рамках реализации проекта прошел праздник чувашской песни и танца "В краю ста тысяч песен". В чувашских песнях и танцах ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Пластика танцев, стиль и манера исполнения песен передают национальный характер. Ведь чувашские музыкальные произведения имеет свою богатую выразительную палитру. Встреча с чувашскими песнями и танцами всегда вызывают положительные эмоции, воспитывают у детей интерес к чувашскому слову, песне, танцам, к уникальной культуре родного края, позволяет дошкольникам прикоснуться к своим корням, источнику народной мудрости, творчества многих поколений.
Май 2025 год - В рамках реализации муниципального проекта "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" с воспитанниками прошла познавательная беседа на тему: "Я и родина моя". Цель данного занятия: воспитания у детей дошкольников представления о малой Родине, где они живут, представления об её историческом прошлом, о природе и достопримечательностях родного края. Уже в дошкольном возрасте начинает воспитываться патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. С детьми была проведена беседа, на которой дети вспомнили и закрепили свои знания о символах Чувашии: гербе, флаге и гимне, также познакомились с достопримечательностями города. Приобщение детей к познанию своей малой Родины является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к окружающему миру.